Автор: Лана Романчикова | 12.11.2010

Если малыш не выговаривает «Р»

По мере взросления ребенка многих мам и пап волнует, что какие-то звуки он произносит неправильно или нечетко. Особую тревогу вызывает коварная буква «р». Учитель-логопед Наталья Чукман, опираясь на свой опыт работы, спешит успокоить: «Проблема непростая, но решаемая».
Пятилетнему ребенку простительно вместо слова «рыбка» выдавать нечто наподобие «йибка». Возможно, спустя год он освоит рычащую букву. Ошибочно думать, что «р» — самый сложный в произношении звук. Но  благодаря своей редкой экспрессивной звонкости выделяется в нашей речи, когда произносится неправильно.
Обратите внимание на свою собственную речь. Ребенок должен слышать правильное произношение от самых близких людей. Надо выяснить, не являются ли какие-либо заболевания причиной нарушения звукопроизношения. Если педиатр или стоматолог (ортодонт) заметили, что у ребенка укороченная подъязычная связка (уздечка) или другие физиологические нарушения, эти проблемы надо решить в медицинском порядке и обязательно записаться на занятия к логопеду. После выявления причины затруднений с произношением логопеду будет проще подобрать определенные упражнения для их устранения.
«Первое время достаточно двух-трех занятий в неделю по пять минут. Потом можно заниматься изо дня в день по 10 до 15 минут. Занятия  направлены на постановку правильного дыхания, развитие мышц языка, для удлинения уздечки. Главное — это тренировка самих мышц языка, конец языка приподнимается к альвеолам, напрягается и начинает вибрировать в нужной струе воздуха, середина языка опускается, а края прижимаются к зубам, расположенным сверху, и при этом выдыхается сильная струя воздуха, — рассказывает Наталья Алексеевна.  — Упражнения рассчитаны на детей трех- или четырехлетнего возраста. Выполнять их с удовольствием ребенок будет если придумаете, как подать их в игровой форме. От этого, кстати, зависят сроки появления результатов».
Упражнения
«Маляр» . Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. Как будто красим широкой кистью!

«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Можно взять в руки маленькую  игрушку и показывать, как она подпрыгивает, как бы едет на лошадке.

Более сложные упражнения
«Фокус». Рот приоткрыт. Язык «чашечкой» вытянуть вперед и приподнять. Плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку. Важно, чтобы воздушная струя шла прямо, а не в бок.

«Барабан». Улыбнуться и открыть рот так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Постучать кончиком языка в верхние резцы, при этом отчетливо произносить: «Д-д-д».

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Важно: не заставляйте ребенка с силой произносить именно звук «р». Вы можете таким образом поставить неправильный «горловой» звук, переучить малыша будет трудно. Не обижайте кроху высказываниями о том, что у него во рту якобы каша. Разговаривайте с ребенком, ограничьте время просмотра телевизора. Лучше вместе разучивайте стихи, песенки, потешки. Помните: дефекты речи в том числе неправильное произношение звука «р», устранимы даже у взрослых. Значит, у вашего ребенка все получится!


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Рубрики

%d такие блоггеры, как: